Блок управления электронным шунтом электровоза ВЛ80С(Т) - БУ ЭШ
Электронный безиндуктивный шунт предназначен для замены медных индуктивных шунтов типа ИШ-95, служащих для защиты тяговых электродвигателей при переходных процессах, возникающих в процессе эксплуатации вследствие скачков напряжения в контактной сети и при отрывах токоприемника, что характерно для условий обледенения и вызывает повреждения тяговых электродвигателей, вплоть до возникновения кругового огня коллектора. Использование индуктивных шунтов успешно решает эту проблему, однако это дорогостоящее и материалоемкое решение, требующее применения электронных аппаратов защиты. Вместо них предлагается современная полупроводниковая система с улучшенными характеристиками.
Электронная система ослабления возбуждения электровозов переменного тока с коллекторными тяговыми двигателями пульсирующего тока позволяет:
эффективнее реализовать использование мощности тяговых машин
снизить вероятность коммутационных перегрузок двигателей при возникновении нестационарных режимов работы за счет высокого быстродействия электронных ключей
упрощает согласование силовых и управляющих схем электровоза
Блок реализует режим ослабления возбуждения тяговых электродвигателей в режимах тяги и электрического торможения, а также для обеспечения безаварийной работы в нестационарных режимах. Его основным элементом является IGBT транзистор.
Полупроводниковые ключи имеют ряд преимуществ:
высокое быстродействие
небольшая масса и габариты
снижение затрат на ремонт и обслуживание
возможность создания совмещенных устройств регулирования скорости
повышенная надежность
плавное регулирование возбуждения
возможность регистрации токов якорей и обмоток возбуждения тяговых машин в режиме реального времени
соответствие общей идеологии регистрации параметров подвижного состава с микропроцессорными системами управления локомотива (МСУД, МСУЛ)
Соответствует требованиям ГОСТ 9219-88 «Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования».
Электронный шунт состоит из:
четыре силовых модуля с IGBT типа МТКИ-3600-12К
блок управления ЭШ
четыре датчика тока якоря LT1000-TI/SP99-У2
четыре датчика тока возбуждения LT1000-TI/SP99-У2
комплект оптоволоконных соединений и жгутов
В результате эксперимента на электровозе ВЛ80С(Т), переоборудованного на электронные шунты, были получены графики тока якоря, тока возбуждения и тока электронного шунта на трех ступенях ослабления поля для 5-й и 25-й ходовых позиций соответственно.
Электронный шунт построен на IGBT транзисторе, сочетающий достоинства основных типов транзисторов:
от полевых транзисторов с изолированным затвором - высокое входное сопротивление и низкий уровень управляющей мощности
от биполярных транзисторов - низкое значение остаточного напряжения во включенном состоянии
В сравнении с медным шунтом ИШ-95, электронный шутнт обладает существенными преимуществами: общая масса 21 кг (против 124 кг у медного шунта), масса меди 1 кг (против 54 кг), максимальный ток 1500 А (против 520А). Также электронный шунт имеет возмождность плавной регулировки тока.
Конструктивное исполнение электронного шунта соответствует посадочным местам ИШ-95, что позволяет легко и быстро установить электронный шунт на место демонтированного медного.
Управление по оптоволоконным кабелям создает гальваническую электронных шунтов, расположенных в высоковольтной части электровоза, исключающую пробой высокго напряжения.
Технические характеристики
Режим ослабленного возбуждения ТЭД в тяге с коэффициентами: | 0 - 100 км/ч |
1-я ступень | 0,7+0,1 |
2-я ступень | 0,52+0,1 |
3-я ступень | 0,43+0,1 |
Режим ослабленного возбуждения ТЭД при электродинамическом торможении с коэффициентом | 0,43+0,07 |
Автоматическая диагностика работоспособности | есть |
Напряжение питания - номинальное и диапазон | 48В (36...56В) |
Охлаждение | воздушное, естественное |
Диапазон рабочих температур | от -45 до +55°С |
Габариты блока | 240 х 220 х 135 мм |
Масса блока | 5 кг |
Масса силового модуля | 21 кг |