Система электродинамического торможения электровозов ЧС7

 

Cовместно с ПКБ ЦТ - филиалом ОАО «РЖД» (Москва) была разработана и серийно выпускается система электродинамического реостатного торможения (ЭДТ) электровозов постоянного тока типа ЧС7 и ЧС2т. Произведенные на заводе Skoda в городе Пльзень (ЧССР, ныне Чешская Республика) и поставленные 25 лет назад в СССР, эти электровозы составляют значительную долю парка пассажирских локомотивов.

 

В настоящее время электрооборудование электровозов морально устарело, утрачены источники пополнения ремонтной базы. Свою отрицательную роль сыграли и политические аспекты — с распадом социалистической системы нарушились прежние хозяйственно-экономические связи, а капитальный ремонт локомотивов силами предприятия-изготовителя стал неоправданно дорог. Принцип блочного ремонта и практика использования в депо электровозов-доноров привели к все возрастающему количеству локомотивов, эксплуатация которых фактически запрещена «Правилами технической эксплуатации». По этим причинам остро встал вопрос оснащения электровозов современными системами, обеспечивающими их безаварийную работу. Компания "САТУРН" в короткие сроки разработала унифицированную систему ЭДТ, которая без существенных изменений может эксплуатироваться на 8-осных двухсекционных электровозах ЧС7 и 6-осных односекционных ЧС2Т.

 

ЭДТ включается при сборе схемы реостатного торможения, при которой якорные обмотки тяговых электродвигателей переключаются на тормозные резисторы, а обмотки возбуждения соединяются последовательно и подключаются к импульсному преобразователю. Основным назначением системы является автоматическое регулирование тормозной силы в зависимости от скорости — машинист задает величину тормозной силы или давление воздуха в тормозных цилиндрах, а далее, по мере уменьшения скорости локомотива, процесс торможения осуществляется автоматически. Торможение ЭДТ происходит во всем диапазоне скоростей до 50 км/ч. На скоростях ниже 50 км/час эффективность работы ЭДТ снижается и тормозной режим обеспечивает пневматический тормоз. ЭДТ устанавливается на каждой секции электровоза, может работать совместно и автономно.

 

ЭДТ позволяет:

 

  • уменьшить тормозной путь состава на 30%
  • снизить износ бандажей колесных пар в 1,5 - 2 раза
  • снизить износ и тепловую напряженность тормозных колодок
  • исключить возникновение кругового огня в коллекторе двигателя
  • исключить возникновение выбоин в рельсах
  • исключить срыв на юз

 

Помимо повышения безопасности пассажирского движения достигается существенный экономический эффект за счет увеличения сроков эксплуатации бандажей колес и тяговых электродвигателей. Реже требуется замена тормозных колодок.

 

В качестве регулирующего элемента используется высоковольтный IGBT-транзистор. Сигнальная связь между микропроцессорным блоком и силовой частью осуществляется через гальванически-развязанный оптоволоконный кабель, что исключает пробой высокого напряжения на управляющую аппаратуру приборного шкафа.

 

Массо-габаритные характеристики изделия существенно меньше аппаратуры штатного ЭДТ, что позволяет освободить место для дополнительных устройств. ЭДТ соответствует требованиям ГОСТ 9219-88 «Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования». Климатическое исполнение соответствует требованиям ГОСТ 15150-69 для эксплуатации в условиях умеренного климата.

 

Прошел полный цикл испытательных поездок.

 

ЧС7

 

Наименование параметра
Значение
Диапазон скоростей
от 160 до 50 км/ч
Диапазон регулирования тормозной силы
от 0 до 135 кН
Диапазон регулирования токов якорей ТЭД в зависимости от температуры резисторов
от 0 до 550 А
Диапазон регулирования тока возбуждения ТЭД
от 0 до 500 А
Напряжение питания силового преобразователя возбуждения
от 36 до 600 В
постоянного тока
Напряжение питания блока управления
от 36 до 56 В
постоянного тока
Номинальное напряжение питания блока управления
48 В
Потребляемая мощность блока управления
не более 150 Вт